Старт

Компания Amazon берет свое начало в 1994 году, в гараже основателя и будущего миллиардера Джеффа Безоса. В своем гараже он поставил 3 стола с компьютера и сервером. По соседству он арендовал маленькое помещение которое и стало первой штаб-квартирой основанного им Стартапа.

Первый заказ в интернет-магазине Amazon появиля летом 1995 года. Первыми людьми которые инвестировали в стартап стала мать и приемный отец Безоса, сумма их инвестиций составила 300 тысяч долларов.

В начале запуска интернет- магазина перед Безосом встал выбор специализации его торговой платформы. Как мы знаем тем самым выбором стали книги. Они были универсальным вариантом, их не надо было смотреть перед покупкой (в отличии от одежды), перед покупкой достаточно посмотреть обложку и прочитать аннотацию. Книги быстро стали ходовым товаром. В первый месяц запуска продаж книг на Amazon их доставка осуществлялась во все 50 штатов Америки , а так же в более 40 стран мира. В сентябре недельная прибыль была уже 20 тысяч долларов.

Безос впервые ввел систему отзывов, хотя поставщики и старались его отговорить, считая, что негативные комментарии отпугнут клиентов. Но продажи продолжали расти, а посещаемость сайта увеличивалась за счет общения пользователей.

Идеология компании

Весь принцип работы Amazon зашифрован в его названии и логотипе. Первая буква А- означает первую букву алфавита и первую позицию компанию на рынке. Далее, река Амазонка- крупнейшая река на планете, создатели сравнивают ее с интернетом. Улыбка-стрелочка под надписью, появилась в 2000 году, означает что на Amazon есть все от А до Я в их случае от A до Z.

Маркетинговая стратегия Amazon включает в себя 6 пунктов:

  • Товары и услуги в свободном доступе
  • Понятный клиенту интерфейс
  • Расширение происходит от малого к большему
  • Филиалы по всему миру
  • Современные способы связи
  • Универсальное поведение и мышление

Amazon ответственно подходит к своим маркетинговым кампаниям, подстраиваясь под меняющийся рынок. В компании делают упор на интернет-коммуникации, тесные партнерские отношения (например, с компаниями Target, Sears Canada, Bebe Stores, Timex Corporation and Marks & Spencer), постоянные заявления о хорошем качестве своей продукции и некоторые дополнительные сервисы типа Fulfillment By Amazon (FBA, электронная коммерция). Что еще более важно, Amazon стремится опережать рынок, многое из маркетинга компании было заимствовано последователями.

Интернет-гигант

За три дня до выхода на IPO, 12 мая 1997, компания Джеффа  Безоса получила судебный иск от конкурента «Barnes & Noble», который обвинил Amazon в тиражировании ложной формулировки «Amazon — крупнейший книжный магазин мира» и заявил, что это и не магазин вовсе, а посредник. Конфликт удалось уладить миром, а Безос продолжал называть свой магазин крупнейшим. 15 мая Amazon вышел на IPO, его оценили как успешное, а прибыль магазина в последнем квартале года составила  66 миллионов долларов.

1998 год отметился расширением компании. Продажи Amazon в начале года составляли 1% от всех проданных книг в США, интернет-магазин вошел в тройку крупнейших книжных ритейлеров, каждый день продавая более 55 тысяч наименований. 15 октября Amazon поглотил bookpages.co.uk — Британская компания стала официальным представителем владельца. Кроме того, в это время был открыт филиал и в Германии. Тогда же Amazon получает новый иск, на этот раз от сети Wal-Mart Stores, в котором утверждалось, что компания Безоса украла торговые секреты Wal-Mart, нанимая бывших сотрудников компании. Это дело тоже не дошло до суда, но в Amazon произошли внутренние кадровые перестановки. 1998 год запомнился расширением ассортимента: теперь Amazon стал торговать аудио- и видеопродукцией.

В октябре 1999 года amazon.com стал одним из 25 самых посещаемых сайтов интернета (около 1,9 млн. ежедневных посещений), а количество человек в клиентской базе составило больше 1 млн. Компания росла стремительно, но вместе с тем бизнес-план не предполагал быстрого дохода, а был рассчитан на долгую перспективу, что иногда вызывало недовольство вкладчиков. Тем не менее, именно такая стратегия, как считается, позволила компании пережить кризис доткомов. Хотя и с потерей в полмиллиарда долларов. В частности, за эту «победу» в 1999 году Джэффри Безос был назвал человеком года по версии журнала «Time». Он обладал незаурядными предпринимательскими способностями, и в интервью «Business Week» рассказывал:

Из любой ситуации можно найти выход. Когда мы пытались привлечь первых покупателей, у нас не было денег на рекламу. Поэтому мы разработали программу сотрудничества. Мы размещали на популярных сайтах свои баннеры и перечисляли им часть дохода. Потом мы изобрели систему покупки одним щелчком мыши. Все это не требовало больших вложений. Нужно было просто задуматься и сконцентрировать внимание на потребностях клиентов.

В 1999 году Amazon покупает интернет-компании Internet Movie Database и Alexa Internet. С помощью второй Безос позже запустил многофункциональный поисковик А9.

Продвижение

Сегодня Amazon активно использует Google AdWords, оплачивая каждый переход. Компания не видит смысла в «больших кричащих баннерах», зато есть контекстные объявления, приводящие миллионы посетителей в магазин.

Amazon тратит сегодня миллионы долларов на то, чтобы постоянно совершенствовать возможности интерфейса. Интернет — среда, которая требует ежедневных изменений. В 2001 году amazon.com опередил ближайших преследователей по показателю юзабилити на 65%. Кроме того, большое внимание Amazon уделяет мобильной версии сайта.

 

В четвертом квартале 1999 года Amazon потратил на оффлайн-рекламу $ 80 млн., в следующем году —  50 млн.$ в 2008 году —  36 млн.$ а к августу 2009 доля снизилась до  9,4$.Тем временем, в интернет уходило все больше денег.

 

По сообщению Finmarket, в четвертом квартале 2011 чистая прибыль Amazon сократилась в 2,4 раза по сравнению с четвертым кварталом 2010 года — с $ 416 млн., или $ 0,91 в расчете на акцию, до $ 177 млн., или $ 0,38 на акцию. Выручка компании выросла при этом на 35% — 17,4 миллиардов долларов.

В первом квартале 2012 года Amazon прогнозирует выручку в диапазоне от $ 12 млрд. до $ 13,4 млрд., что на 22–36% превышает показатель за аналогичный период прошлого года.

В 2018 году капитализация Amazon превысила $700 млрд и по этому показателю компания впервые опередила Microsoft Билла Гейтса и вошла в тройку крупнейших в мире. Сам Безос за день разбогател на $2,9 млрд и с состоянием в $120,4 млрд уверенно возглавляет рейтинг самых богатых миллиардеров мира Forbes в реальном времени (Forbes Real Time).

Штаб-квартира Amazon находится в здании Тихоокеанского Медицинского Центра в Сиэтле.